Автоматизация прачечной фармкомпании с соблюдением требований стандартов GMP.

Генериум – производство лекарственных препаратов.

Краткая справка о заказчике:

 АО «Генериум» – российский лидер в области биотехнологических разработок и производства лекарственных препаратов. Объединяет научно-исследовательский институт мирового уровня, центр управления доклиническими и клиническими исследованиями и высокотехнологичное производство. Производственная площадка компании организована в соответствии с международными стандартами GMP и ежегодно выпускает десятки всевозможных лекарственных препаратов, вакцин и медицинских диагностических систем.

Исходная проблема и задачи

АО «Генериум» имеет более 45 000 кв.м собственных производственных площадей и свыше 1500 человек персонала. На территории предприятия располагаются различные производства, исследовательские центры и офисные здания, а также собственная прачечная, поскольку к сотрудникам (особенно задействованным непосредственно в производстве лекарственных препаратов) предъявляются очень жесткие требования к чистоте и стерильности одежды. Сотрудникам выдаются комплекты рабочей (технологической) одежды, которые после каждой смены стираются и стерилизуются в специальных автоклавах при высокой температуре.

На предприятии возникла необходимость автоматизировать работу прачечной и наладить прозрачный учет комплектов одежды с отслеживанием их сроков годности (после определенного количества циклов стирки и стерилизации комплекты одежды списываются). Была предпринята попытка провести автоматизацию прачечной не на базе решений 1С, однако проект, предложенный руководству предприятия сторонней компанией, оказался слишком дорогим и сложным в реализации.

В поисках более простого и доступного, но при этом достаточно функционального решения представители АО «Генериум» вышли на нашу компанию «СИТЕК» и систему «1С:Инвентаризация и управление имуществом», официальным разработчиком которой мы являемся. Нами было быстро достигнуто взаимопонимание с заказчиком и заключено соглашение на осуществление проекта автоматизации прачечной на базе «1С:ИУИ».

Обозначенные цели и задачи проекта:
• автоматизировать и «оцифровать» работу прачечной, отказавшись от ведения 8 рукописных журналов учета одежды;
• обеспечить прослеживаемость поступления, хранения и списания комплектов технологической одежды;
• наладить учет приема и выдачи чистой одежды производственным подразделениям, контролировать циклы стирок одежды и сроки ее годности;
• формировать необходимые для ведения отчетности печатные формы документов.

Предложенное решение

Данный проект стал одним из самых интересных и по-хорошему сложных в практике нашей компании. Все основные сложности связаны с тем, что в работе прачечной АО «Генериум» имеется много специфических особенностей, которые необходимо было учесть.
Во-первых, необходимо было решить вопрос с маркировкой предметов одежды. Дело в том, что, согласно внутренним правилам работы компании, на спецодежде сотрудников буквально не должно быть ни одной лишней ворсинки, поэтому маркировать одежду обычными штрихкодами и даже пришивать специальные тканевые штрихкоды было нельзя. Поэтому вместо штрихкодов было решено использовать специальные RFID метки, фиксирующиеся на термоклей (на специальном термопринтере). Они полностью безопасны, при этом выдерживают многократные стирки и стерилизацию при высокой температуре.

Во-вторых, после стирки и стерилизации предметов одежды в прачечной из них формируются готовые для выдачи сотрудникам комплекты. В комплект входит комбинезон, шапочка-капюшон и обувь определенного размера. Соответственно, необходимо отдельно маркировать каждый предмет одежды с учетом размера, затем формировать комплекты из вещей одного размера и дополнительно маркировать еще и их. При этом после каждой стирки комплекты переформируются и маркируются заново, поскольку одни и те же предметы одежды после каждой стирки могут попадать в состав разных комплектов.

Еще одна сложность – наличие на предприятии нескольких зон с разными так называемыми «классами чистоты» (A, B, C и D) и, соответственно, разделение одежды по признаку предназначения для разных зон. Всего существует 3 категории одежды:
• переходная одежда;
• технологическая одежда и обувь для зон классов A, B и C;
• технологическая одежда для зон класса D.

Переходная одежда не имеет особых требований к чистоте, после использования сразу стирается, сушится и гладится, а затем разносится сотрудниками прачечной по подразделениям, минуя склад. Технологическая одежда для зон классов A, B и C после стирки поступает в бокс, где сушится и осматривается на повреждения. Здесь система ставит отметку о пройденном цикле стирки на каждую единицу одежды и составляет комплекты одежды из разных вещей с учетом размера. После создания комплекта системе необходимо сформировать этикетку, на которой указывается дата стирки, срок годности, размер и категория чистоты комплекта. Далее комплект упаковывается в еще один специальный пакет для стерилизации, а после стерилизации через передаточный шлюз поступает в складское помещение. На складе сотрудники прачечной раскладывают упакованные комплекты по контейнерам, после чего одежда хранится на складе до выдачи подразделениям. Технологическая одежда для зон класса D проходит все те же самые процедуры, но обрабатывается и сортируется в отдельном боксе.

Важная особенность: каждая единица одежды имеет определенное максимально допустимое количество стирок, которое система «1С:ИУИ» должна учитывать. После прохождения максимального количества стирок одежда должна списываться. Кроме того, находящиеся на складе выстиранные комплекты одежды, которые в течение двух недель после стирки так и не были использованы, должны отправляться на повторную стерилизацию. Соответственно, система должна следить за этим и корректно учитывать количество стерилизаций для каждого комплекта и предмета одежды в отдельности.

Реализовать автоматизированную систему учета одежды в прачечной было решено на базе программного продукта «1С:Инвентаризация и управление имуществом» в виде самостоятельной изолированной системы (нормативно-справочная информация не выгружается в какую-либо КИС). На складе хранения чистой одежды и в помещениях стирки/стерилизации для сотрудников прачечной созданы автоматизированные рабочие места (АРМ) двух типов:
• на базе терминалов сбора данных с ОС Android и встроенными RFID считывателями;
• на базе настольных сетевых RFID считывателей.

Также в зоне прачечной смонтированы стационарные скрытые считыватели RFID меток с регулируемой чувствительностью для автоматической регистрации проносящихся мимо комплектов и отдельных предметов одежды (это нужно для автоматического отслеживания перемещения одежды и изменения в системе статусов имущества).

Подготовлена необходимая нормативно-справочная информация, в системе «1С:ИУИ» созданы справочники:
• «Типы имущества» с подробным описанием использующихся отдельных предметов одежды и формирующихся из них комплектов;
• «Типы мест расположения», которые соответствуют зонам предприятия с разными «классами чистоты»;
• «Статусы имущества»: Новое / Ожидает стирки / В стирке / На складе / Стерилизация / Выдано / Брак / Списано;
• «Типы перемещения имущества»: в качестве операции перемещения понимается процесс изменения любого из параметров учета имущества.
• «Физические лица»: справочник соответствует организационной структуре предприятия и перечню реальных пользователей системы.

В рамках проекта автоматизированы следующие процессы:
• Регистрация имущества;
• Перемещение имущества;
• Изменение статуса имущества;
• Перемещение в стирку;
• Перемещение на стерилизацию;
• Возврат на склад после стерилизации;
• Выдача на производство;
• Перемещение использованной одежды в прачечную;
• Списание имущества.

Регистрация имущества – это операция для добавления в систему новых предметов одежды после закупки. Новая одежда и обувь в упаковке от поставщиков поступает в специальное помещение прачечной. Там с нее удаляется заводская упаковка и проводится маркировка (фиксируются RFID метки). Одежда одного наименования с одинаковыми характеристиками укладывается в пачку, далее при помощи мобильного ТСД происходит регистрация поступления одежды. Оператор выбирает тип имущества и вводит значения дополнительных реквизитов (класс, размер и т.д.).

Использованная одежда с сопроводительной документацией (акты приемки-передачи) в пакетах, уложенных в контейнеры, доставляется к специальному грузовому подъемнику и поднимается в прачечную. Таким образом осуществляется доставка одежды со всех участков производства. Контейнеры на тележках перемещают в «приемное» помещение, где оператор на ТСД открывает операцию «Регистрация поступления», считывает RFID метки поступившей одежды, производит сверку перечня одежды на экране ТСД с сопроводительной документацией и при необходимости производит повторное считывание.

Далее одежда сортируется и формируются загрузки стиральных машин. Оператор осматривает каждый элемент одежды на наличие повреждений и сканирует на стационарном RFID считывателе или с помощью ТСД. Также сканируется штрихкод конкретной стиральной машины, в которой будет стираться конкретная партия одежды. Отбракованная одежда (на которой после осмотра обнаружены повреждения) укладывается в отдельную пачку без необходимости выполнять сортировку, затем оператор сканирует RFID метки пришедших в негодность предметов одежды и соответствующей операцией на ТСД отправляет их на утилизацию.

Стирка одежды осуществляется отдельно по трем категориям в зависимости от того, к зоне какого «класса чистоты» она относится. Выстиранную одежду комплектуют в тканевые чехлы, затем укладывают в стерилизационные пакеты, маркируют и регистрируют. Подготовленные комплекты помещают в пакеты хранения и запечатывают с помощью устройства запайки пакетов NIB. Упакованную одежду через передаточный шлюз передают в помещение хранения одежды и выполняют регистрацию на рабочем месте с установленным настольным RFID считывателем и принтером этикеток.

Комплект одежды в пакете укладывают на настольный RFID считыватель (при этом информация о метках автоматически отправляется в «1С:ИУИ»). Автоматически происходит печать этикетки со штрихкодом созданного комплекта и информацией о составе комплекта. Оператор приклеивает этикетку и укладывает промаркированный комплект в корзину на стеллаж в соответствии с классом и размером одежды. В дальнейшем для выдачи одежды со склада оператор открывает на ТСД соответствующую операцию и последовательно сканирует штрихкоды выдаваемых комплектов.

Не использованные в течение двух недель после стирки и стерилизации комплекты одежды, согласно внутренним правилам работы прачечной, отправляются на повторную стерилизацию. В помещении стерилизации внешние герметичные пакеты вскрываются и комплекты загружаются в автоклав. После стерилизации каждый пакет с одеждой проходит повторную маркировку (приклеивается этикетка) и укладывается на RFID считыватель, информация о метках автоматически обновляется и отправляется в систему «1С:ИУИ».

После запуска системы в тестовую эксплуатацию и проверки ее функциональности в реальных условиях было решено внести улучшения и добавить в систему 2 типа заявок, которые могут отправлять в прачечную предприятия сотрудники производственных подразделений:

• заявка на выдачу чистой одежды из прачечной;
• заявка на сдачу использованной одежды в прачечную.

Заявка на выдачу чистой одежды создается производственным подразделением с подбором комплектов чистой одежды, которые числятся на складе прачечной в разрезе данного подразделения (с учетом его «класса чистоты»). Сотрудник прачечной на основании заявки с помощью ТСД сканирует указанные в документе комплекты одежды, затем присваивает ему статус «Закрыт».

Заявка на сдачу использованной одежды создается производственным подразделением с подбором комплектов одежды, которые числятся на складе данного подразделения. В соответствующем документе указываются комплекты одежды, которые прачечной необходимо принять для стирки. При этом табличная часть документа, в которой указывается состав каждого комплекта (какие именно предметы одежды в него входят) заполняется автоматически, поскольку система «знает» состав каждого комплекта.

Помимо доработки, внедрения и настройки системы «1С:ИУИ» специалисты нашей компании также оказали помощь заказчику в поиске и закупке необходимого оборудования: подходящих моделей ТСД, стационарных RFID считывателей и антенн. Также были закуплены и протестированы несколько моделей RFID меток для того, чтобы найти наиболее износоустойчивые, способные выдерживать десятки циклов стирки и стерилизации одежды при высокой температуре.

Результат

В рамках данного проекта удалось фактически полностью автоматизировать работу прачечной АО «Генериум». Внедренная система «1С:ИУИ» позволяет четко прослеживать движения комплектов и отдельных предметов одежды и видеть их текущие статусы. Учет приема новой/грязной одежды и выдачи чистой полностью автоматизирован, в системе отслеживается количество стирок каждого предмета одежды и настроен удобный функционал для списания пришедших в негодность.
Сотрудники прачечной смогли полностью отказаться от ведения рукописных журналов учета одежды, что значительно ускорило работу и минимизировало количество ошибок, возникающих по причине «человеческого фактора». Журналы учета одежды теперь ведется в цифровом виде, при этом автоматически формируются все необходимые печатные формы для отчетности.

Система «1С:Инвентаризация и управление имуществом» в очередной раз доказала свою гибкость и способность адаптироваться даже под предприятия с весьма специфическими условиями работы.

Смотрите другие кейсы

Сеть заводов по производству строительных материалов

Какие процессы внедрили:

Передача сырья в производство

Поступление сырья от поставщика

Перемещение сырья между складами

Перемещение сырья между организациями холдинга

Списание сырья со склада

Возврат сырья из производства

Читать полностью

Sokrof - производство и продажа металлической кровли и фасадов

Какие процессы внедрили:

Учет по ячейкам

Прием продукции из производства на склад происходит через ТСД

Любая операция на складе сразу отражается в 1С в момент ее отражения в терминале

Штрихкодирование на производстве

Штрихкодирование на складе

Читать полностью

Питьсбург - сеть магазинов разливных напитков

Какие процессы внедрили:

Инвентаризация товара

Формирование документа инвентаризации на ТСД

Ввод товара по штрих-коду, наименованию, артикулу

Приемка товара

Помарочный учет

Читать полностью
Ваше имя
Номер для связи
Наименование вашей компании
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Остались вопросы?

Укажите свои контакты, и мы свяжемся с вами, чтобы рассказать больше об «Универсальном клиенте для Android»

Наверх